Пт. Окт 4th, 2024

Инфляция в стране вышла из заданных берегов, и главный фактор ее роста каждый казахстанец ощутил на себе: подорожали продукты. Что придумали власти, чтобы бороться с высокими ценами.

Кабинет министров утвердил Комплекс мер антиинфляционного реагирования на 2021-2023 годы. По поручению президента Казахстана монетарные власти в ближайшее время должны обуздать рост цен и уже в следующем году вернуть инфляцию в целевой коридор 4-6% с нынешних 8,7%. Отметим, что нынешние показатели — это антирекорд за последние 13 лет, хуже в последний раз было только в 2008 году.

Что конкретно намерены делать казахстанские власти? В Нацбанке подробностями плана делиться пока не готовы. Дело в том, что документ предполагает скоординированную работу всех монетарных, фискальных и экономических регуляторов страны, поэтому он должен быть проработан и согласован на многих уровнях. Однако на заседании правительства Ерболат Досаев все же перечислил основные направления действий Нацбанка.

По плану антиинфляционного реагирования Нацбанк Казахстана повысил базовую ставку до 9,5% годовых. Что это даст? Это приведет к удорожанию денег в стране (в итоге их станет меньше) и снимет часть инфляционного давления. В профессиональной среде такие действия называются «дезинфляционная денежно-кредитная политика».

«Другими словами, при усилении инфляционного давления базовая ставка будет повышаться. При этом смягчить такое давление в экономике может реализация правительством Комплекса мер антиинфляционного реагирования, направленного в большей степени на сдерживание роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и платные услуги, в том числе путем принятия антимонопольных мер реагирования на рынках», — объясняют в Аналитическом центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).

Что будут делать с ценами на продукты

Большую часть истории независимого Казахстана инфляцию «разгоняет» рост цен на продукты питания. Все главы Национального банка поднимали этот вопрос много раз. Этот год не стал исключением. Подорожание продовольственных товаров год к году составило в августе 11,4%. Поэтому теперь правительство намерено закупать социально значимую продукцию через НК «Продкорпорация». К этой практике кабинет министров впервые прибег еще в разгар глобального экономического кризиса в 2009 году.

«Действительно, подобная практика имеет место уже много лет и не является чем-то новым во внутренней экономической политике страны. Тем не менее происходит всплеск инфляции, в том числе по причине роста цен на продовольствие, что в целом характеризует уровень эффективности таких мер в условиях рынка», — констатирует Жаннур Ашигали, заместитель директора группы суверенных рейтингов макроэкономического анализа АКРА.

Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов оценивает эту инициативу куда более критично:

«Обычно такие проекты провальны, потому что уже была попытка держать цены на социально значимые товары через стабилизационные фонды при СПК в регионах. Такие проекты часто коррупционны. Многие попытки вмешаться в рыночные отношения через госконтракты ведут к коррупции. Я предполагаю, что появятся любимчики среди поставщиков, и это быстро скатится в очередной источник незаконного обогащения».

Как это нередко происходило на практике раньше? У отдельных сельхозтоваропроизводителей скупали продукцию, чтобы потом, когда цены начнут расти, выкинуть на рынок большие партии дешевых овощей. Однако с хранением этих овощей возникали проблемы, и когда надо было их отправлять на рынок, зачастую они были уже плохого качества. И хотя стоили дешевле, но большинство людей предпочитало переплатить, чтобы взять качественные продукты.

Изменится ли что-то теперь? Комплекс мер антиинфляционного реагирования предполагает увеличение субсидирования для строительства инфраструктуры по хранения сельхозпродукции. Также будет снижена арендная плата для реализаторов социально значимых продуктов. Такие идеи обрадовали ритейлеров, которые много лет жалуются на недостаток специальных складов для хранения овощей, но было и то, что смутило бизнес.

Например — идея по усилению контроля за ростом цен.

«На практике это будет означать некоторое ограничение решений крупных товарных сетей в своей ценовой политике, и как результат — отход от рыночных условий формирования маржинальных значений по социально значимым продовольственным товарам, итоговой рентабельности, искажение рыночных стимулов. В худших сценариях это может привести к тому, что некоторые торговые сети будут менее склонны торговать этой продукцией и будут стимулированы к переходу торговли товарами, не относящимися к социально значимым», — делится ожиданиями Жаннур Ашигали.

Заместитель директора группы суверенных рейтингов макроэкономического анализа АКРА уверен, что нацеленность госорганов на административное давление на рыночные структуры если и возымеет положительный эффект, то только краткосрочно.

«В средне-долгосрочной перспективе такие меры неэффективны. Однако меры правительства, нацеленные на системное снижение издержек производства и логистики, могут иметь результатом общерыночное усиление конкурентоспособности, развитие рынка, открытости экономики. Предлагаемые меры в отношении тарифной политики регулируемых услуг, развитие комплексной торгово-логистической инфраструктуры имеют потенциал долгосрочного положительного эффекта на ценообразование без давления на рыночные стимулы», — подчеркивает он.

Нацбанк — на выход

Презентуя Комплекс мер антиинфляционного реагирования, Ерболат Досаев заявил, что Национальный банк намерен полностью выйти из государственных программ поддержки экономики. Финансовый сектор Казахстана много лет обращался к регулятору с этой просьбой. Дело в том, что участие Нацбанка Казахстана в госпрограммах создает конфликт с его главной целью – поддержанием стабильности цен.

«С одной стороны, Нацбанк выступал одним из источников предоставления дополнительной тенговой ликвидности, в том числе по отдельным программам по ставке ниже рыночной, с другой – из-за дисбаланса на кредитном рынке, связанного с государственными программами, и недостаточного платежеспособного спроса на заемные ресурсы по рыночным ставкам был вынужден ее изымать, чтоб ограничить давление на валютный курс и инфляцию», — заявляют в Аналитической центре АФК.

В настоящий момент суммарный объем такого изъятия ликвидности составляет порядка 5 триллионов тенге. Большая часть этих средств можно было бы инвестировать в экономику при условии ее устойчивого роста, эффективной предпринимательской деятельности в реальном секторе, основанной на стабильном платежеспособном спросе на производимые товары и услуги. В этом случае можно ожидать восстановления рыночных отношений на кредитном рынке и развития фондового рынка.

«Государственные программы должны быть направлены на поддержку эффективных предприятий в приоритетных для страны отраслях экономики, а также отдельных социально уязвимых граждан, и финансироваться через бюджет, а не путем необеспеченной эмиссии центробанком. Наступил подходящий момент для оптимизации госпрограмм, в том числе путем сокращения субсидирования ставок вознаграждения с постепенным переходом взаимоотношений БВУ с заемщиками на рыночные принципы», — уверены в АФК.

Финансисты считают, что масштабные льготные программы искажают справедливую стоимость ресурсов, создают неконкурентные условия и, как итог, не способствуют повышению эффективности предприятий.

«Думаю, эта инициатива назрела давно, лет 5 назад. Следующим шагом должно быть какое-то встречное движение со стороны правительства, которое через госпрограммы кормит зачастую больше знакомых, чем достойных, — говорит Расул Рысмамбетов. — Поэтому такой шаг со стороны Нацбанка Казахстана – на него давно надеялись, но уже не ждали».

Жаннур Ашигали говорит, что в развитых странах мира Центробанки не занимаются льготным кредитованием каких-то отраслей экономики, «соответственно, отказ от таких полномочий является возвратом к норме».

Адресная социальная помощь

В нашей стране административные меры регулирования, в особенности в естественных монополиях (в сфере ЖКХ, тарифообразования в электроэнергетике, транспорте, и так далее), много лет выступают одним из главных факторов замедления общего уровня цен на товары и услуги. Так, например, с начала 2016 года цены на платные услуги в стране выросли на 29%, тогда как на продовольственные товары на – 61%, на непродовольственные — на 48%. Общий рост цен на товары и услуги за этот период составил 46,6%.

«Однако такие меры негативно сказываются на устойчивости коммунальных предприятий, уровне конкуренции на рынках и приводят к зависимости от господдержки. Как показывает практика, в целом искусственно заниженные цены в долгосрочной перспективе неустойчивы, приводят к возникновению «черных» рынков и отложенного ускорения инфляции», — объясняют в Аналитическом центре АФК.

На заседании кабинета министров Ерболат Досаев предложил с 2023 года начать переход от административного регулирования цен на адресную поддержку социально уязвимых слоев населения. По его словам, это позволит стабилизировать сервисную инфляцию на уровне 4% в 2022-2024 годах.

«Переход от административного регулирования цен на адресную социальную помощь придаст некоторый краткосрочный импульс инфляции, особенно в отношении цен на регулируемые услуги и (в меньшей степени) на продовольствие. Однако в долгосрочной перспективе это скорее дезинфляционный фактор, так как такие меры устраняют переливы издержек между подгруппами потребителей», — уточняет замдиректора группы суверенных рейтингов макроэкономического анализа АКРА.

В Ассоциации финансистов Казахстана говорят, что адресная поддержка социально уязвимых слоев населения, безусловно, будет более правильным подходом в реализации социальной политики государства.

«Кроме того, оказание необходимой поддержки наиболее уязвимым слоям населения, в отличие от субсидирования целых отраслей экономики, более эффективно с точки зрения бюджета страны», — заключили в Аналитическом центре АФК.


Источник: sputnik.kz