Вс. Ноя 24th, 2024

Это на 18,4% меньше, чем в «карантинном» 2020 году (20,1 млн тонн), и даже меньше результатов 2019 года (17,4 млн тонн).

В Минсельхозе столь неутешительные результаты связали с засушливой погодой. Чиновники надеялись, что в случае благоприятной погоды в этом году урожай будет на уровне прошлого года.

Можно ли было подготовиться к предстоящей засухе, стоит ли ждать удорожания хлеба и окажутся ли хлебные полки пустыми в предстоящий сезон? В этом вместе с экспертами зернового рынка разбирался Sputnik Казахстан.

Почему Казахстан собрал меньше зерна

По словам главы Союза полеводов Казахстана Виктора Асланова, причина снижения урожайности кроется в аномальной засухе. Она наблюдается уже третий год подряд в «полосе», которая пролегает в нескольких регионах страны – в половине Костанайской, на севере Акмолинской, юго-западе Северо-Казахстанской, а также части Карагандинской областей.

«Изменение климата, которое происходит по всему миру, накладывается на наши привередливые природные условия. Результат этого мы, фермеры, очень четко видим на своих полях. Засуха была «лоскутной» – где-то дожди прошли, там, соответственно, какой-никакой урожай получился. А там, где не было дождей, ситуация очень плачевная», — сказал Асланов в беседе со Sputnik Казахстан.

По его словам, погодная аномалия стала неприятным сюрпризом для фермеров, которые в этом году сделали ставку на интенсивные сорта – такая пшеница дает больше урожая, но не приспособлена к засухе.

«Весной все начиналось хорошо: снег подтаял, в почве была хорошая влага. И на тот момент фермеры вполне оправдано думали, что можно посадить интенсивный сорт и получить высокую урожайность. Потом, ближе к июню, когда почвенная влага стала быстро испаряться, к тому моменту процентов 80 посевной состоялось. Было поздно что-то менять, семена уже лежали в земле», — заключил Асланов.

Хватит ли Казахстану хлеба

Опрошенные Sputnik Казахстан эксперты единогласно утверждают: бояться пустых хлебных полок казахстанцам не стоит.

«Останемся ли мы без пшеницы? Нет, не останемся. Есть такой показатель, как предложение, то есть сколько всего пшеницы «пройдет» через Казахстан. В этом году ожидается, что предложение составит 12,7 млн тонн (в прошлом году этот показатель составлял 13,1 млн тонн, то есть разница совсем небольшая). По нашим данным, для того, чтобы покрыть внутреннюю потребность в хлебобулочных изделиях, Казахстану потребуется 1,3 млн тонн пшеницы, хотя у госорганов эта цифра всегда выше. То есть лишь десятая часть от предложения», — рассказал Асланов.

С тем, что дефицита не будет, согласен и официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов. По его словам, у традиционных покупателей казахстанского зерна денег больше не стало, а значит не ожидается и усиленного вывоза пшеницы из страны. Например, в Афганистан, где летом этого года к власти пришел Талибан*.

«В Афганистане политическая нестабильность вызвала экономическую нестабильность. Афганцы сейчас неспособны платить деньги из-за ограничений на движение капитала. Поэтому они платятся по кривым схемам, через третьи страны, но это уже не те объемы», — сказал Карабанов.

Не все гладко с финансами и у стран Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), жители которых до пандемии отправлялись на заработки в Россию и Казахстан.

«Они не поехали на заработки в прошлом и в этом году, соответственно, денег там особо нет. Но, с другой стороны, они остались дома и хотят кушать, а значит увеличивается спрос из этого региона. Это может привести к увеличению экспорта из Казахстана в эти страны», — считает Асланов.

Кроме того, Казахстан соседствует с одним из мировых лидеров по производству пшеницы – Россией, которая ежегодно поставляет к нам свое зерно, отмечает эксперт.

«Как говорится, свято место пусто не бывает. Поскольку у нас единое экономическое пространство в рамках ЕАЭС, тут же начинаются потоки из РФ. И они идут сейчас очень большими темпами», — добавляет Карабанов.

Что будет с ценами на хлеб в Казахстане

Итак, дефицит хлеба Казахстану не грозит. Однако останется ли цена на него прежней?

По мнению Евгения Карабанова, цены на зерно вырастут, и связано это не только с засухой – дорожают удобрения, средства для защиты растений, семена, запчасти, дизтопливо.

«То есть формируемая рыночная цена учитывает все эти факторы, включая недобор урожайности», — сказал Карабанов.

По словам Виктора Асланова, засуха коснулась не только Казахстана, но и других стран Центральной Азии.

«Остается Казахстан, который опять будет обеспечивать регион. И именно этот высокий спрос со стороны наших партнеров будет толкать цены вверх», — добавляет Асланов.

Сейчас фермеры будут стараться «отбить» понесенные из-за засухи и удорожания расходы.

«Допустим, фермер потратил какое-то количество семян, химии, удобрений и солярки, но получил 300 кг зерна, а не 1 тонну. Соответственно, он будет ждать, когда цена хотя бы чуть-чуть выровняется по бухгалтерскому балансу», — говорит Асланов.

Аграриям необходимо рассчитаться с обязательствами этого года, а также заработать денег на следующую посевную кампанию, которая будет «очень дорогой», уверен Карабанов.

«Потому что удобрения у нас уже в два раза подорожали по сравнению с прошлым годом. Дизтопливо подорожало, запчасти в два раза подорожали», — добавил он.

А что с качеством зерна?

По словам Асланова, урожай зерна в этом году характеризуется отличным качеством.

«Качество даже выше, чем в прошлом году. У нас практически 90% — от первого до третьего класса, это продовольственная пшеница, которая нужна мукомолам. Только 5% — четвертого класса. И пятого класса — совсем чуть-чуть», — сказал глава Союза полеводов.

«Корреляция всегда такая просматривалась. В засушливые годы всегда качество хорошее», — заключил он.


Источник: sputnik.kz