Чт. Окт 31st, 2024

Протесты дальнобойщиков раскручиваются по сценарию стихийного движения многодетных матерей.

На втором году пандемии, когда экономика, а с ней и доходы казахстанцев объективно просели на фоне повышения цен, участились попытки втянуть различные общественные группы в протестную деятельность.

Повод для протестов

По аналогии со стихийным протестом многодетных матерей, вспыхнувшим несколько лет назад, объектом вовлечения в процесс политической дестабилизации Казахстана на этот раз стала другая социальная группа — водители-дальнобойщики. В конце мая протесты этой категории граждан вспыхнули во многих регионах Казахстана. Наиболее массовые акции прошли в Шымкенте, Атырау, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях. Поводом для недовольства дальнобойщиков стало сообщение о намерении нацкомпании «Казавтожол» ввести платный проезд по 18 участкам автодорог страны протяженностью 5,8 тысячи километров.

2 июня на выступления граждан оперативно отреагировал министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, который заявил, что платные дороги — это общемировая практика. От себя добавим, что эта же практика показывает: чем больше в стране платных дорог, тем дешевле по ним проезд, чем их меньше — тем выше стоимость.

«Система платности во многих странах отражает справедливый принцип: кто пользуется дорогой, тот платит за ее содержание. Зачастую в погоне за прибылью большегрузный автотранспорт разрушает дорожное полотно», — отметил Атамкулов и объяснил, что платность позволит покрыть затраты на содержание автотрасс и снизить нагрузку на республиканский бюджет.

Планы по внедрению платного проезда на некоторых участках дорог министр подтвердил.

«Мы планируем внедрить платность до 2025 года на 11 тысячах километров автомобильных дорог. На первом этапе — на 5,8 тысячи километров», — сказал Атамкулов, подчеркнув, что платность не коснется дорог, которые не отремонтированы.

Так, по его словам, до 2025 года платных участков дорог не будет в Актюбинской области, где вначале должны пройти реновационные работы.

Мировые расценки

До конца года в Казахстане планируется ввести семь участков платных дорог. Это участки Нур-Султан – Павлодар, Тараз – Кайнар, Шымкент – Тараз, Шымкент – Кызылорда, Шымкент – Ташкент, Капшагай – Талдыкорган, Щучинск – Кокшетау. При этом ставки платы на новых участках рассчитываются по аналогии с существующими платными дорогами, которые не претерпевали изменений с 2013 года.

Тут необходимо отметить, что в Казахстане, в сравнении с теми странами, где система платных дорог действовать начала гораздо раньше (а это 30 наиболее развитых государств мира, в число которых республика стремится войти), плата за проезд — наиболее низкая.

Согласно рейтингу австралийской страховой компании Budget Direct, самой дорогой в мире платной дорогой оказалась 580-километровая Пенсильванская магистраль в США (I-76, Interstate 76). Стоимость проезда по ней 112,91 доллара (около 47 тысяч тенге). Длина магистрали равна 580 километрам. Она пересекает штат Пенсильвания на северо-востоке страны.

Второе место в списке самых дорогих платных дорог занимает австрийская высокогорная дорога Гроссглокнер. По ней проезд обойдется в 45 долларов (около 18 тысяч тенге).

Список по средней стоимости проезда по платным дорогам среди стран мира возглавляет Швейцария — 26,5 доллара (около 11 тысяч тенге). На втором месте Австрия — 16,29 доллара (около 6825 тенге), за ней следуют Фарерские острова — 16,28 доллара (6821 тенге).

Новая вспышка

После того как в «Казавтожоле» согласились на введение семи участков платных дорог в этом году вместо восемнадцати, а представители нацкомпании и МИИР РК провели ряд разъяснительных встреч с дальнобойщиками, протесты вроде бы утихли. По крайней мере, до начала осени от этой социальной группы сигналов недовольства не поступало.

Но наступила осень — время традиционного для Казахстана дефицита дизельного топлива. Главными пострадавшими оказались всё те же дальнобойщики, в среде которых нехватка солярки и резко возросшая на нее цена вновь вызвали вспышки возмущения. И эту искру кое-кто решил раздуть в пламя.

Сначала в чатах дальнобойщиков распространился анонимный призыв (в виде аудиосообщения) к общереспубликанской акции 30 сентября. Помимо проблемы с дизтопливом водителей призвали протестовать против платных дорог и, почему-то, обязательной вакцинации. Немного погодя автор странного призыва деанонимизировался — им, судя по всему, оказался некто Кайрат Есбергенов, прославившийся в прошлом году в качестве отрицателя COVID-19, а в этом году на своих страницах в соцсетях ведущий активную борьбу с вакцинами от коронавируса.

Вообще же в информационное пространство Казахстана за своими пятнадцатью минутами славы Есбергенов ворвался еще в 2018 году — тогда он выступал в качестве инвалида-колясочника, требующего пересадки почки. Жил Есбергенов на тот момент в Атырау, теперь же он обитает в Алматы и, судя по фото в аккаунтах, с коляски пересел за руль иномарки. Антиковидной деятельностью занялся в связи с переводом алматинских больниц на карантинный режим, из-за чего он якобы не смог попасть на диализ. Тогда ситуация с плановыми процедурами довольно быстро разрешилась. 

Но вернемся к протестному призыву. На странице Есбергенова в Facebook 29 сентября появилось видеообращение к казахстанцам. Он заявил, что 30 сентября пройдет общереспубликанская акция, в ходе которой дальнобойщики перекроют выезды из всех городов, и призвал общественность поддержать их. Из его речи внезапно выяснилось, что водители будут протестовать не столько против повышения цен на дизельное топливо, сколько против «обязательной вакцинации детей». Обращение как бы подводило своеобразный итог кипучей деятельности Есбергенова на ниве антиваксерства — до этого он распространял фейки о вакцинах и грядущем «отъеме» детей на прививки.

Еще одного предполагаемого организатора водительских протестов 29 сентября отправили под административный арест на 15 суток в Шымкенте. Им оказался активист майских акций дальнобойщиков Абдурахман Бейсен, которого уже задерживали за эту деятельность в Алматы в июле, правда, тогда же и отпустили.

Есть большое подозрение, что «лидером протестов дальнобойщиков» Бейсена «назначили» либеральные СМИ и публицисты.

Подведем итог. Попытки представить разрозненные проявления недовольства в водительской среде в нечто подобное движению многодетных матерей определенно провалились. Назначенный на 30 сентября «общереспубликанский протест с перекрытием выездов из городов» свелся к точечным выступлениям немногочисленных групп водителей и примкнувших к ним посторонних граждан. Недовольство протестующих свелось к росту цен на солярку, на что уже отреагировали в Министерстве энергетики РК, объяснив, что дефицит на топливо возник из-за повышенного спроса: нашей соляркой предпочитают заправляться не только казахстанцы, но и все транзитники из России, Кыргызстана, Узбекистана и других сопредельных стран. Плюс закрылся на ремонт Павлодарский НПЗ. Обещают закупить дополнительные 100 тысяч тонн дизтоплива в России.

Из произошедшего понятно, что ответственные и внимательно изучающие ситуацию водители-дальнобойщики не поддались на агитацию сомнительных персонажей и вряд ли в дальнейшем подвергнут угрозе стабильность развития транспортной системы страны.


Источник: total.kz