Эксперты Казахстана и России обсудили вопросы сотрудничества в сфере образования и науки.
НУР-СУЛТАН, 23 апр — Sputnik. Казахстан и Россия в феврале этого года договорились усиливать взаимодействие в сфере образования и науки путем создания филиалов своих вузов. Каковы перспективы этого партнерства, каких специалистов необходимо готовить при взаимной поддержке?
Эти и другие вопросы обсуждали в рамках дискуссии на тему «Образовательное сотрудничество России и Казахстана: новые приоритеты», организованной казахстанским общественным фондом «Мир Евразии» и российским Центром геополитических исследований «Берлек — Единство» (Башкортостан).
Специалисты отметили, что сотрудничество двух государств в сфере образования приобретает новые ориентиры и направления, а также в свете непростой политической обстановки в мире сталкивается с новыми вызовами.
Открывая дискуссию, казахстанский политолог Эдуард Полетаев озвучил основные вопросы, которые придется решать странам на пути тесного взаимодействия в области образования.
Это влияние санкционного давления Запада на Россию, разные статистические данные относительно количества казахстанских студентов, обучающихся в вузах России, неоднозначная ситуация в вопросе двудипломного образования, статус дипломов российских вузов, призывы в российском обществе отказаться от Болонской системы, влияние украинского фактора на казахстанское общество и пр.
По мнению директора Института мировой экономики и международных отношений Акимжана Арупова, предложение о создании филиалов российских вузов на территории Казахстана имеет под собой объективную основу.
«Львиная доля казахстанских абитуриентов в России как раз выбирает не педагогические и гуманитарные, а технические специальности. Именно на западе страны, где много иностранного капитала, управляющий инженерный персонал представлен зарубежными специалистами. И мы правильно делаем, что требуем замещать иностранных специалистов отечественными», — сказал Арупов.
Руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек-Единство» Артур Сулейманов привел в пример успешный опыт сотрудничества между Уфимским государственным нефтяным техническим университетом и Евразийским Национальным университетом им. Л. Н. Гумилева. В настоящее время профессорско-преподавательский состав вузов приступает к совместной работе над учебником по евразийскому регионоведению.
«Здесь не нужна политизация, — подчеркнул политолог. — Важно продвигать учебники, которые работали бы на дружбу народов, рассматривали общие моменты истории. Например, 30-летний путь постсоветского развития, выстраивание многочисленных контактов. Российско-казахстанское сотрудничество является, на мой взгляд, образцовым. Почему бы не написать об этом учебник, чтобы студенты двух стран изучали факты и видели, что дружба является глубокой и со временем будет укрепляться».
Казахстанский политолог Замир Каражанов видит большой потенциал сотрудничества двух стран в области НИОКР. Он также отметил тренд увеличения финансирования на образование.
«На сферу исследований страны мира начали тратить больше, чем на оборону. Это может быть связано с глобальной безопасностью. В ХХ веке имелась тенденция, когда на образование стали больше выделять денег, чем на социальные расходы. В XXI веке будет усиливаться тренд на инновации. Устойчивое развитие стран напрямую зависит от того, как развита у них наука, сфера научного сотрудничества», — сказал Каражан.
По его мнению, если оценивать Казахстан и Россию по Индексу человеческого развития (измеряющего среднюю величину достижений в том числе в области получения знаний), то, страны в рейтинге стоят недалеко друг от друга.
Сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии Ирина Черных акцентировала внимание в своем выступлении на вопросах двудипломного образования.
«Для Казахстана это одна из актуальных проблем, поскольку недавно была утверждена концепция “Образованная нация”, одним из индикаторов которой как раз является двудипломное образование, — подчеркнула она. — Я посмотрела информацию ведущих вузов Казахстана, какие из них работают по программе двойных дипломов. В списках университетов-партнеров есть российские вузы, но их мало. Большинство двудипломных программ развиваются с западными университетами, впрочем, как и в России».
Черных также отметила, что подписываются меморандумы, разрабатываются те или иные учебные программы, но работают ли они и насколько казахстанские вузы могут предлагать интересные и уникальные программы для российских студентов, также являются актуальными вопросами.
Алексей Чекрыжов, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов ЦГИ «Берлек-Единство’убежден, что российско-казахстанское сотрудничество в сфере образования объективно никуда не денется. В России сегодня обучается более 60 тысяч казахстанцев.
«И это не только высокорейтинговые образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга. Казахстанских студентов всегда очень хорошо принимают в российских городах. Есть фактор языковой и культурной близости, эта молодежь никогда не маргинализируется», — сказал Чекрыжов.
«Те отрасли, которые сегодня являются приоритетными — нефтехимический кластер, технические специальности -даже несмотря на большое количество выпускников все равно останутся востребованными, особенно в условиях западных санкций. Именно те отрасли, на которые оказывается давление, особо будут нуждаться в высококвалифицированных выпускниках», — резюмировал эксперт.
В феврале 2022 года в присутствии премьер-министров Казахстана и России Алихана Смаилова и Михаила Мишустина было заключено Соглашение о создании и функционировании филиалов российских и казахстанских вузов. Документ регулирует создание их представительств в странах и заключен сроком на пять лет с возможностью продления.
Источник: Sputnik.kz