Вс. Май 5th, 2024

Лето, наступил самый разгар сезона для самокатчиков. В Алматы это чувствуется особенно. Город буквально наводнили самокаты — на велодорожках, проезжей части, тротуарах, алматинцы находят их даже в арыках. Чем так привлекательно это средство передвижения, правда ли, что стоимость проезда на нем выше, чем в такси, и созданы ли в городе условия для самокатчиков.

Мы начинаем с перекрестка Абая — Байтурсынова. По обеим улицам проходят велодорожки, и в часы пик здесь самокатчиков больше, чем пешеходов и велосипедистов, вместе взятых. 

Так выглядит велодорожка вниз по Байтурсынова в сторону Абая. 

Бежим за одним из самокатчиков. Его ежедневный путь — от цирка до Дворца спорта. В принципе, там идти всего ничего, но наш герой даже эти три минуты хочет провести с ветерком.

Айдос:

«Это очень удобно. Было бы хорошо, если бы сделали дорожки. Когда у меня нет выбора, то между тротуаром и проезжей частью я выбираю тротуар, но аккуратно. Самокатом пользуюсь обычно только утром, минуты три трачу, выходит 255 тенге».

Сотрудник одной из компаний, предоставляющих самокаты в аренду, Андрей Зимин сообщил нам, что сейчас спрос растет, на маленьких точках берут до сотни самокатов за две смены (12 часов). Вообще, сам сезон начинается с апреля, а заканчивается с первым снегом.

Час пик наступает вечером, когда людям нужно добраться с работы до дома, избегая пробок. По наблюдениям Андрея, среди самокатчиков больше парней. Возраст — от 18 до 45 лет.

Андрей проинструктировал нас, что самокат разгоняется до 25 километров в час. И что есть определенные требования для любителей езды с ветерком. Пользователю должно быть от 18 лет, его вес не должен превышать 100 килограммов. Самое главное правило — выезжать на проезжую часть нельзя. 

Тарифы формируются в зависимости от спроса и компании, которая предоставляет услуги аренды. К примеру, в выходные и праздники цена может подняться в среднем на 300 тенге. Где-то за старт берут 150 тенге, где-то 200 тенге. В обычный день в час выходит примерно две тысячи тенге. 

«Атакент», улица Тимирязева, здесь поблизости сосредоточено много кафе, небольших магазинов, прогулочных зон. 

Некоторые пункты по сдаче в аренду самокатов с утра уже пусты.

«Самокат дороже такси»

Стас:

«Я только два дня катаюсь. Ощущения супер, удобно. За 5-10 минут километров пять проезжаю.

Минус в том, что дорого. Если на близкие расстояния — до двух километров, то еще нормально, а если ехать больше — из одного конца в другой, то самокат дороже такси раза в два получается».  

Абая — Тулебаева. Здесь знакомимся с Николаем. В прошлом году он из машины пересел на самокат, теперь экономит не только на бензине, но и на времени. В среднем экономия — полтора часа в день. Стоимость покупки — 270 тысяч тенге, плюс шлем — 25 тысяч тенге. 

«Проблема самокатчиков — мопедисты» 

«В плане сохранения нервов это бесценно. Если на машине, то с утра еще едешь без пробок, а вечером полтора-два часа стоишь. А сейчас на самокате 40 минут до работы трачу и столько же — на обратный путь. К пешеходам я уже привык, где-то объезжаю, где-то посигналю. 

Какие проблемы у самокатчиков? Проблема в том, что мопедисты ездят где хотят. И если у нас скорость 20-30 километров в час, то у них — 60-80. И когда навстречу едет такой, очень страшно.

Пусть мопедисты ездят по правой крайней проезжей полосе, это правильно, надо их туда. Или нам нужно разрешить по проезжей части ездить. Вообще, считаю, что самокат нужно приравнять к транспортному средству. Это будет более безопасно для пешеходов.

Ну и, конечно, велодорожек для нас не хватает. Я езжу по Жарокова, там есть велодорожка, но кусочек маленький — от Утепова до Тимирязева, а хотелось бы до конца, до Толе би хотя бы. По Аль-Фараби я бы сделал велодорожку.

Федор:

«Вчера по Достык была такая пробка, а я доехал на самокате. Да и вообще по кайфу: лето, Алматы, самокаты. Во многих городах их нет. У нас девочки даже в платьях едут, с работы, сами покупают, много таких вижу. Я купил подписку, не плачу за старт каждый раз, чисто плачу за время пользования».

Мы поговорили о проблемах самокатчиков с Айтуаром Кошмамбетовым, директором Палаты предпринимателей Алматы, ему принадлежит идея создания Ассоциации экологичного транспорта, куда вошли компании по прокату самокатов. Сам он также использует самокат в качестве средства передвижения. 

  • «Главная проблема — отсутствие четкого регулирования и регламента, как передвигаться по тротуарам или по дорогам, на какой скорости. Отсутствие этой культуры и регламента может повлечь транспортные происшествия, неудобства для граждан;
  • Правила, которые хотелось бы внести, — это ограничение по скорости, запрет на использование электросамокатов несовершеннолетними лицами. Электросамокаты набирают скорость, их должны использовать исключительно взрослые, которые будут нести ответственность;
  • В правилах дорожного движения необходимо четко обозначить именно передвижение самокатчика, потому что он полноценный участник движения и должен знать свои права и обязанности;
  • Необходимо приравнять самокат к транспортному средству по аналогии с велосипедом, мопедом, мотоциклом. Он должен быть таковым, несмотря на критерии, по которым не проходит; 
  • По ряду признаков самокаты нельзя отнести к транспортному средству: отсутствует тормозная система, поворотники, фары и т.д. По этой причине сейчас в Министерстве торговли и интеграции разрабатывают стандарт по отношению к электросамокатам. После разработки стандарта МВД планирует разработку соответствующих правил.

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев


Источник: tengrinews.kz