Доминанты считают выходом лишь повышение цены на бензин и дизтопливо.
На площадке НПП «Атамекен» Шымкента сегодня прошло совещание с участием мелких автозаправщиков региона, представителей министерства энергетики, антимонопольного ведомства и операторов, распределяющих ГСМ на внутренний рынок. Бизнесмены пожаловались, что стоят на грани банкротства, из-за того, что их лишают возможности приобретать бензин и дизельное топливо по выгодной цене, в связи с чем на заправках образовался дефицит, передает корреспондент inbusiness.kz.
Всего, по информации руководителя ассоциации независимых предпринимателей региона «Ынтымак» Бахытжана Колдасова, в Шымкенте и Туркестанской области 600 АЗС, 400 из них мелкие. Именно они сейчас под угрозой закрытия. Более 40 предпринимателей пришли в региональную палату лично, по их словам, крупные игроки рынка распределяют дизтопливо и бензин АИ-92 только крупным сетям.
«Постепенно идет монополизация рынка большими доминантами, они создают искусственный дефицит нефтепродуктов. И частные, те АЗС, которые на периферии, в райцентрах они остаются без ГСМ. Их места постепенно занимают большие доминанты, они хотят вытеснить с рынка мелких бизнесменов и занять их места. Потом будет монополизированный рынок, и они будут регулировать цены, как им заблагорассудится. У нас есть мелкие давальцы. Их объем переработки от тысячи до шести тысяч тонн сырой нефти, если к ним обратиться, чтобы укупить дизтопливо или АИ 92, они ставят цену, где оптовая превышает розничную. Наглым образом. Это называется сговор. Поэтому мы не можем по той цене купить — как продавать?! Доминанты продают 199-200 тенге дизтопливо, а недавно еще стоил 193 после повышения»,- возмущается руководитель ассоциации автозаправщиков Бахытжан Колдасов.
Говоря о доминанте, имеется в виду компания ТОО «Petrosun», которая занимается оптовой реализации нефтепродуктов на территории РК. Первый заместитель генерального директора фирмы, он участвовал в совещании онлайн, пояснил предпринимателям, что они не там ищут врага, ведь причины дефицита и рост цены это следствие совсем других причин. К примеру, по информации Нуржана Сартбаева, в сравнении с допандемийным 2019 годом, когда в августе было потреблено 450 тысяч тонн дизтоплива, в этом году потребление его достигло 520-530 тысяч тонн.
«История дефицита тянется еще с января-февраля этого года. Тогда на Атырауском НПЗ произошло отключение электроэнергии веерное по линии КЕГОКа, и завод не смог выйти на плановый режим, и потерял порядка 200 тысяч тонн дизельного топлива и примерно такой же объем бензина. Этот объем некому было восполнить. Никто его не импортировал из участников рынка. Потому что наша цена на дизельное топливо и оптом и в розницу очень низкая по сравнению с нашими соседями — с РФ, Узбекистаном и Кыргызстаном. Буквально на днях были проведены совещания с участием АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции) по результатам которых было достигнуто понимание, что цену на розницу надо срочно поднимать. И тогда эта мера даст возможность сократить перетоки в соседние республики. На 70 тысяч тонн было увеличение в августе потребления — откуда произошло? Больше наши машины ездить не стали. Все это в соседние республики транзит и серый экспорт, который с приграничных заправок на большегрузных машинах на наваренных баках заливают и уезжают в соседние республики»,- пояснил первый заместитель генерального директора ТОО «Petrosun» Нуржан Сартбаев.
В минэнерго о проблеме с ГСМ знают и тоже, оказалось, считают главной причиной дефицита именно слишком низкую цену в Казахстане в сравнении с близлежащими странами.
«Да были просадки при предоставлении электроэнергии, из-за чего завод (Атыраусский) не смог выйти на режим, и мы недополучили объем нефтепродуктов, что и потянуло цены. Второе, сезонность потребления – мы рекордно производим: в августе произвели 501 тысячу тонн дизельного, никогда столько не производили. В июле потребили 519 тысяч тонн. В сентябре потребление не ниже ожидается. Для регулирования этих проблем было совещание на уровне премьер-министра, теперь ожидается совещание на уровне президента об увеличении отпускных, розничных цен, то есть, цен посредников. Для этого завтра представители министерства вылетают в Москву для проработки вопроса импорта дизельного топлива в РК. Если цены позволят поднимать, то мелкие давальцы и все АЗС получат возможность покупать дизель по имеющейся цене и выставлять цену с обоснованием цены, которая будет у них на пистолете. Такое понимание с центральным АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции) у нас есть»,- подчеркнул заместитель директора департамента Министерства энергетики РК Талгат Курманбаев.
Впрочем, и заявления о ценовом сговоре давальцев в антимонопольном ведомстве обязательно пообещали рассмотреть и изучить, а в случае нарушений применить меры.
По итогам встречи стало понятно, что роста цен на ГСМ в Казахстане не избежать, дизтопливо уже сейчас на трассах заливают без ценника по 240 тенге за литр. Что касается дефицита, то в лучшем случае он исчезнет в ноябре, когда завершатся осенние полевые работы, и выйдет на проектную мощность Павлодарский НПЗ, ведь в октябре он останавливается на плановый капремонт.
Источник: inbusiness.kz
Мира Бахытова, Шымкент