Вс. Ноя 24th, 2024

Насколько реальна угроза дефицита продовольствия из-за засухи? И вырастет ли цена на хлеб? Разбираемся вместе с экспертами.

Засуха, в очередной раз случившаяся в Казахстане, значительно сократила ожидаемые объёмы урожая в стране. По официальным оценкам, в 2021 году в стране будет собрано около 15,3 млн тонн зерновых в целом, включая пшеницу (в бункерном весе), что значительно меньше показателей прошлого года. В 2020 году, согласно данным статистики, общий объём урожая зерновых в весе после доработки составил 20 млн тонн, в 2019 году – 17,4 млн тонн.

Ожидаемый объём нельзя назвать критическим. Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев, выступая на заседании правительства 18 августа, напомнил, что в стране имеется в наличии переходящий остаток зерна в объёме 3,5 млн тонн, в том числе пшеницы – 2,8 млн тонн. «Ожидаемый объём валового сбора зерна с учетом переходящих остатков достаточен для полного обеспечения внутренней потребности республики, а также реализации определённых объёмов зерна на экспорт», – подчеркнул он.

Эти оценки пока предварительные. Уборочная кампания ещё идёт, и очень многое будет зависеть от погодных условий, которые в нашем резко континентальном климате трудно предсказывать. Впрочем, большинство экспертов уверены: даже несмотря на засуху, остаться совсем без пшеницы Казахстану не грозит.

“Наши оценки по урожаю сейчас уточняются. Но пока мы остаемся на прежних оценках. В районе 9 млн тонн (в чистом весе) пшеницы, ещё около 2 млн тонн импорт (из России), и 1,3 млн тонн – это остатки прошлых лет”, – сказал глава Союза полеводов Казахстана Виктор Асланов.

О снижении урожайности говорят и данные спутникового мониторинга. Как рассказали Informburo.kz в Ассоциации агрострахования, сейчас комплексная оценка ещё ведётся, свод сделан только на 30%. Однако даже по этим оценкам видна существенная разница. К примеру, в Житикаринском районе Костанайской области в 2020 году средняя урожайность составляла 13,8 центнера с гектара, в этом году – 5,2 ц/га, в Наурзумском районе – в прошлом году 16,3 ц/га, в нынешнем – 6,6 ц/га, в Фёдоровском районе – в 2020-м урожай составлял 15,3 ц/га, сейчас – 13,2 ц/га. В ассоциации также акцентируют внимание на том, что оценки пока ещё предварительные и будут в дальнейшем корректироваться.

Говорить о необходимости введения ограничений на экспорт пока нет нужды. Однако Союз полеводов уже предложил Министерству сельского хозяйства рассмотреть возможность введения квот на экспорт. Виктор Асланов объясняет: квотирование можно ввести из расчёта ежемесячного объёма экспорта в 500 тысяч тонн. И в дальнейшем вести ежемесячный мониторинг отгрузки пшеницы.

«А когда экспорт достигает пика в 5,5 млн тонн, закрываем экспорт для новых контрактов, текущие контракты исполняются. Почему мы так предлагаем? Как раз для того, чтобы успокоить всех, чтобы не было опять этих разговоров о том, что мы останемся без хлеба», – говорит он.

При этом Асланов подчёркивает: Казахстану никогда дефицит зерна не грозил и не будет угрожать. За одним исключением – если производство и рынок не будут зарегирулированы и ограничены.

Проще говоря, если чиновники не начнут вводить непродуманные меры и закрывать экспортные каналы. В таком случае есть риски в целом для отрасли растениеводства, поскольку вся продукция этого сектора в Казахстане экспортоориентированная.

Пока эксперты не видят больших рисков и в отношении роста цен. Тенденция на повышение есть уже сейчас, однако традиционно с появлением нового урожая она несколько снижается. На сколько конкретно произойдёт снижение, пока сказать сложно, поскольку эта оценка складывается не только исходя из урожая в Казахстане, но и в соседних странах.

«Цена уже сейчас растёт, на внутреннем рынке она перешла отметку 100 тысяч тенге за тонну пшеницы. Это я говорю про рядовую пшеницу – мягкую, третьего класса, со средними показателями для изготовления хлебобулочных изделий. Экспортные цены, соответственно, тоже больше. Цены на внутреннем рынке будут зависеть от внешнего. Иногда бывает, что происходит что-то внутри, что толкает цены вверх. Как, например, сейчас: новость за новостью выходит, что засуха, слабый урожай, и на фоне этой паники цены растут чуть быстрее, чем могли бы расти. Тем не менее когда-то мы придём к паритету. А паритет будет с экспортными ценами, когда пойдёт уже новый урожай», – объясняет Асланов.

Для абсолютного большинства казахстанцев самый важный вопрос: что будет с ценами на хлеб. Здесь ситуация несколько сложнее. Во-первых, в стоимости хлеба цена на зерно, конечно, большая, но не единственная составляющая. Есть и другие виды продуктов (яйцо, соль, сахар, дрожжи и так далее), а также стоимость электроэнергии, водоснабжения, цена на ГСМ, и ряд других. Во-вторых, цена на так называемый социальный хлеб – традиционный «кирпич» сдерживается государством.

«Страна без хлеба не останется. Даже если будет тот урожай, который сейчас ожидается, на 2-3 млн тонн меньше, в любом случае у Казахстана будет большой экспортный потенциал, – говорит глава Союза зернопереработчиков и хлебопёков Казахстана Евгений Ган. – Что касается цен на зерно, сумасшедших цен, естественно, не будет, потому что российский рынок будет стабилизировать ситуацию, зерно будет «перетекать». К началу заготовки зерна цена ожидаемо просядет, а потом, скорее, будет на уровне 110-115 (тысяч тенге за тонну). Прогнозировать цены вообще самое неблагодарное дело. Поэтому будем надеяться, что всё будет нормально».

Цена на хлеб поднимается в течение года. Согласно данным Агентства по защите и развитию конкуренции, с начала 2021 года рост цен на пшеничный хлеб из муки первого сорта составил 4,3%, при этом основной рост наблюдался в начале февраля – на 1,6%. И этот рост точно никак не связан с засухой и дефицитом зерна. А за неделю с 16 по 22 августа хлеб прибавил в цене 0,1%. С начала года агентство назначило 3 расследования по признакам злоупотребления доминирующим положением в отношении производителей хлеба (2) и муки (1) в Акмолинской области и Нур-Султане. Отметим, что мониторинг проводится только в отношении социального хлеба.

«Я не знаю, сработает ли то предложение, которое озвучивалось на одном из совещаний в Минсельхозе, но оно было таким, что экспортёры, которые хотят отправлять пшеницу на внешний рынок, должны 10% продавать Продкорпорации по тем ценам, которые она объявит. Но даже если это предложение не сработает, у Продкорпорации есть запасы зерна, и она их будет реализовывать на внутреннем рынке. У нас есть рыночные цены на хлеб, и есть социальный хлеб, цены на который регулируются. Цены на свободном рынке, конечно же, подрастут. Цены на социальный хлеб – всё зависит от того, насколько они будут регламентированы и каким образом«, – говорит Виктор Асланов.

В последние годы регулирование цен на социальный хлеб осуществляется через товарные интервенции. Продкорпорация и стабилизационные фонды при акиматах областей имеют в запасе определённые объёмы зерна, а стабфонды – ещё и муки. В случае резкого роста цен они отпускают мукомолам зерно, либо хлебопёкам муку по более низким, чем на рынке, ценам, за счёт чего достигается относительная низкая цена.

Также у акиматов есть законодательно закреплённая возможность установления пороговых значений розничных цен на товары, входящие в Перечень социально значимых продуктов питания, утверждённый правительством. В этот список входит и социальный хлеб.

Автор: Ирина Севостьянова


Источник: informburo.kz