Пн. Окт 7th, 2024

Источник: inbusiness.kz


На эту тему рассуждает автор портала Ratel Олег Червинский, акцентируя внимание на медийном «хайпе», который в итоге дорого обходится отдельным секторам экономики страны, передает inbusiness.kz.

В публикации в частности отмечается, что итоги IPO «КазМунайГаза», утвержденные на этой неделе,  показали результат ниже изначальных ожиданий: заявок было всего на 182 млрд тенге, тогда как намерения были разместить акции на сумму 256 млрд. На взгляд автора материала, «среди прочих причин, объективно и субъективно повлиявших на итоги IPO, которое, без преувеличения, было главным событием года для казахстанского фондового рынка, есть одна, формально даже и не связанная с размещением акций национальной компании «КазМунайГаз»».

Inbusiness приводит материал автора.

В медийном пространстве Казахстана есть несколько тем, на которых очень легко собрать трафик. Речь идет о бонусах и дивидендах.

Достаточно назвать размеры вознаграждений топ-менеджеров или суммы, выплаченные акционерам в виде дивидендов, сообщить фамилии получателей денег, и эта новость становится топовой.

Найти такую новость несложно – достаточно посмотреть открытые источники, биржевые новости и отчеты, размещенные на депозитарии финансовой отчетности и выбрать наиболее известную фамилию.

Гораздо сложнее найти объяснение этим выплатам. Классический пример – расследование сайта Ratel.kz, обнаружившего, что топ-менеджерам одного из проблемных банков за полгода до продажи этого финансового института за один тенге, были назначены вознаграждения на сумму 8 млрд тенге. По итогам года банкиры показали 40 млрд прибыли, а после продажи банка обнаружились убытки свыше 600 млрд.  

Если речь идет о бонусах топ-менеджерам и дивидендах акционерам компаний, получающих государственную поддержку, то любой хайп оправдан и даже нужен обществу. Но даже это исследование требует некоторых аналитических способностей, хотя бы для простого сопоставления фактов.

Однако вернемся к IPO «КазМунайГаза».

За несколько дней до размещения акций национальной компании появилась новость: нефтедобывающее АО «Каспий нефть» уведомило Казахстанскую фондовую биржу KASE, что выплатило своему единственному акционеру дивиденды по простым акциям за три квартала текущего года в размере 35,6 млрд тенге. Единственным акционером компании через АО «Joint Resources» является Тимур КУЛИБАЕВ.

В той же новости упоминался банк, являющийся получателем госпомощи, который тоже начислил дивиденды акционерам.

Цель новости была достигнута. Появились обвинения в выводе капитала, присвоении национальных богатств и призывы к раскулачиванию.

Напомню, что Казахстан является страной с рыночной экономикой, извлечение прибыли и есть единственный смысл любого бизнеса.

Для интереса я поднял отчеты АО «Каспий нефть» и ряда других нефтяных компаний, сопоставимых с компанией, которой владеет АО «Joint Resources».

АО «Каспий нефть» в течение последних лет ведет добычу нефти и газа на месторождении Айранколь в Атырауской области. В 2018 году им было добыто 849 тыс. тонн нефти, в следующем году – 900 тыс., а по итогам прошлого года уровень добычи составил 927 тыс. тонн. Соответствующим образом росла и выручка от реализации продукции: в 2018 году она составляла 111,2 млрд тенге, а в 2021-м – уже превысила 135 млрд тенге.

Значительную часть этих денег акционер реинвестировал в компанию. «Каспий нефть» одной из первых нефтедобывающих компаний в стране внедрило на Айранколе систему «Цифрового месторождения». Начав в 2019 году с обычной автоматизации производства, АО «Каспий нефть» в 2021-м оцифровало производственные данные, запустило на месторождении центр стратегического анализа, позволяющий осуществлять аналитику и моделирование процессов. В текущем году был реализован проект «Интеллектуальное месторождение», полностью автоматизировавший процесс принятия решений (WPO).

За счет переобработки и переинтерпретации данных сейсморазведки, после построения геолого-гидродинамической модели месторождения и бурения оценочных скважин ресурсную базу Айранколя удалось увеличить на 4 млн тонн нефти. То есть практически на 40% от первоначальных извлекаемых запасов.

Одновременно большие инвестиции были сделаны в модернизацию производственных объектов на месторождении. В результате их общая пропускная способность выросла более чем в три раза: с 1,5 млн кубометров в год до 4,8 млн кубометров!

В то время, как трудовые коллективы в Атырауской, Актюбинской, Мангистауской и других областях выходят на митинги и пикеты, требуя повышения заработной платы и улучшения условий труда, работники «Каспий нефть» вполне довольны и тем, и другим. Только в 2020-2022 годах в вахтовом поселке на месторождении были построены комплекс бытового обслуживания, футбольное поле, проведен капитальный ремонт котельной и общежитий, открыт учебный класс, позволяющий повышать квалификацию и заниматься самообразованием.

За период с 2018 года по ноябрь 2022 года компания направила 2,5 млрд тенге на обучение и подготовку кадров из числа граждан Казахстана, на социально-экономическое развитие региона и на спонсорскую поддержку.

И еще один чрезвычайно важный факт – по результатам 2021 года АО «Каспий нефть» занимает 23 место в рейтинге крупнейших налогоплательщиков страны. Такой показатель, как размер уплаченных налогов на одну тонну добытой нефти, позволяет оценить, насколько прозрачно и справедливо та или иная компания выплачивает налоги государству, применяет или нет схемы налоговой оптимизации.

Так вот, за прошлый год «Каспий нефть» выплатила в качестве налогов 76 479 тенге на одну тонну добытой нефти! Это значительно больше, к примеру, чем ТОО «Казахойл Актобе», заплатившее лишь 37 426 тенге на тонну нефти. В ТОО «Казахтуркмунай» этот же показатель составил 36 773 тенге, в компании Nostrum Oil & Gas – 35 987 тенге. Как говорится, почувствуйте разницу!

  • Выручка от реализации продукции за 2021 год — 135 млрд тенге,
  • Уплаченные налоги за 2021 год 66 млрд тенге,
  • Уплаченные налоги с 2018 по 2022 год — 326 079 000 тенге.

И вот здесь мы подходим к ключевому вопросу: если частная компания показывает устойчивый рост производства и прибыли, инвестирует в собственное развитие, поддерживает регион, в котором работает, и собственных сотрудников, честно и открыто платит налоги – имеет ли право ее акционер так же честно и открыто получить причитающиеся ему дивиденды? Это один путь развития страны и ее экономики. Кстати, значительная доля доходов того же «КазМунайГаза» формируется за счет дивидендов, получаемых от ТОО «Тенгизшевройл», Каспийского трубопроводного консорциума и компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг». 

Есть и другой: опасаясь криков общественности «ату его, ату, взять всё и поделить!», владелец выводит деньги из компании по сомнительным контрактам, на завышении цен подрядчиками и по прочим «серым схемам». Государство в итоге недополучает налоги, но публика довольна построенным обществом всеобщего равенства!

И возвращаясь к IPO национальных компаний, которые проводит фонд «Самрук-Казына». Задача фонда – привлечь инвесторов в Казахстане и за рубежом, превратив ранее закрытые для рынка структуры в публичные компании.

А инвесторы публичных компаний весьма чувствительны к информации.

Троллинг получателей дивидендов может легко отпугнуть любого инвестора, особенно, если информация, формально и достоверная, подается тенденциозно, с плохо скрываемым контекстом социальной несправедливости и прочих популистских вещей.

Здесь речь не о Тимуре Кулибаеве и его компании — дело в принципе и политических трендах, активно формируемых сегодня в Казахстане. Могу себе представить, как наиболее чувствительные инвесторы, изучавшие возможность покупки акций «КазМунайГаза», решили воздержаться от вложения денег при первичном размещении. На фоне грабежей в начале года, призывы к расправе с владельцами бизнеса в конце того же года, могут напугать любого инвестора.

И как результат – минус сто миллиардов от планов фонда «Самрук-Казына».

И это только начало. Если вы являетесь держателем акций нацкомпаний, то любая тенденциозная заметка может принести вам убытки, когда из-за публикации ваши ценные бумаги потеряют в стоимости.