Компанию «Теміржол жөндеу» эксперты относят к флагманам отрасли дорожного строительства. Сегодня она имеет 9 филиалов в разных областях РК с общим штатом 1 300 человек. ТОО «Теміржол жөндеу» произвела для нужд КТЖ капитальный ремонт магистральных железных дорог в объеме 3 600 км и успешно завершила строительство новых железных дорог в рамках госпрограмм РК общей протяженностью 820 км.
О текущей ситуации в компании ТОО «Теміржол жөндеу» и актуальных вопросах, стоящих перед бизнесом в этой сфере, рассказал Генеральный директор Айбек Терекбаев. Айбек Терекбаев.
— Айбек Арыстангалиевич, ТОО «Теміржол жөндеу» 20 лет на рынке, можно сказать долгожитель. Что из себя сегодня представляет компания?
— Сегодня мы ремонтируем 250-270 км железных дорог в год только в республике Казахстан, не считая международные проекты, к примеру, в Республике Молдова 250 км железных дорог, и республике Узбекистан модернизация СЦБ и Связь порядка 400 км. Ремонт железных дорог – это не просто замена рельс и шпал, как это принято считать. Капитальный ремонт ж/д путей – это сложный комплексный процесс с применением новейших технологий: от ликвидации просадок земляного полотна до установки электромеханических устройств по обеспечению регулировки движения поездов, с повышением скоростей движения поездов с 60-ти до 140 км/ч.
Для расширения географии деятельности, компания участвует в международных проектах, финансируемых Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, Евразийским банком развития, Европейским инвестиционным банком. В 2018 году вами реализован «Проект электрификации железнодорожного участка Пап-Наманган-Андижан» (Республика Узбекистан).
— Вы вышли на международные проекты, которые финансируются международными финансовыми институтами. Насколько известно, для этого необходимо соответствовать оценке Due diligence. Можете объяснить, что это значит?
— Due diligence – это комплексная аудиторская проверка компании, в первую очередь финансовой устойчивости и правовых соответствий. Основное требование международных институтов, таких как, Европейский банк развития, Европейский инвестиционный банк — это производство и реализация проектов по мировым стандартам. Это в первую очередь FIDIC контракты, которые исторически зарекомендовали себя в успешной реализации мега проектов. Но, конечно же перед тем, как заниматься международными проектами и участвовать в тендерах, мы проходили обучение по FIDIC контрактам, получили багаж знаний, где мы рассматривали конкретные кейсы проектов, которые исполнялись в других странах. Мы хотели выйти на международный рынок подготовленными.
При формировании тендерной документации проектов, финансируемых МФИ, прописываются квалификационные требования в зависимости от технической сложности и стоимости проекта. Как правило, тендер проводят в 2 этапа: 1 этап квалификационный отбор и 2 этап ценовое предложение.
Первый этап проходить легче. Могу уверенно сказать, что в мире очень мало компаний, имеющих соответствующий опыт в строительстве железных дорог. Главные наши конкуренты — это китайские и турецкие компании.
Могу поделиться хорошей новостью – 21 декабря 2022 году в рамках государственного визита президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в Республику Узбекистан при проведении межрегионального бизнес-форума был подписан контракт на сумму 88 млн долларов США проект «Модернизация СЦБ и Связи на железнодорожном участке Ангрен – Пап – Коканд – Андижан – Савай», где источником финансирования является Азиатский банк развития. Хочу отметить, что тендерные процедуры проводились порядка двух лет, в тендере участвовали семь иностранных компаний КНР и Турции.
На сегодняшний день представлена банковская гарантия в Узбекские железные дороги и ожидается оплата аванса, срок реализации проекта 3 года, но мы ставим перед собой задачу исполнить его за 2,5 года.
Наш первый проект в Республике Узбекистане, который вы отметили, был успешно реализован на общую сумму 25 млн долларов США .
— Существуют ли какие-то новые подходы, которые отличают ТОО «Теміржол жөндеу» от других компаний?
— В первую очередь нас отличает высокий уровень механизации, т.к. в арсенале компании мы имеем более 1000 единиц специализированной техники, необходимой для ремонта и строительства железных дорог, и конечно наш опытный персонал. С 2010 года в компании большое внимание уделяется приобретению высокотехнологичной техники. Порядка 11 млрд тенге инвестировано на закуп техники, в т. ч. в 2022 году закуплено на 3 млрд тенге (Современный Укладочный поезд УК -25/25, 22 платформ УСО, 3 ед. МПК, Электробалластер ЭЛБ 4ТС)
— Работают ли в ТОО «Теміржол жөндеу» иностранные сотрудники?
— В Казахстане 100% сотрудников – казахстанцы. Для реализации проекта в Республике Молдове, компания открыла там постоянное представительство, поэтому граждане Молдовы трудоустроены на территории своей страны. Называть их иностранцами язык не поворачивается.
В 2019 году мы приступили к реконструкции ж/д участка Бендер-Басарабяска-Этулия-Джурджулешть (Республика Молдова).
— Вы упомянули проект в Республике Молдова. Расскажите, как продвигается реализация проекта?
— Это масштабный проект. Его стоимость около 113 млн евро. С 2019 по 2021 годы мы проходили тендерные процедуры в 2 этапа. На первом из 12 компаний прошли только 3, в том числе и мы. После нас пригласили в Молдавскую Республику для ознакомления с инфраструктурой претендентов. В 2020 году прошел второй этап тендера с подачей ценовых предложений. И мы победили, предложив лучшую цену для клиента.
В настоящее время в проекте задействовано 133 человека, компанией выполнен средний ремонт пути в объеме 7 км, выполнено 50% работ по проектированию. Так же задействованы представители Молдовы, которые оказывают услуги по топографической съемке и геодезии. Ведется обследование мостов и водопропускных труб.
В декабре 2022 года министр инфраструктуры и регионального развития Республики Молдова Андрей Спыну и Глава ЧФМ Олег Тофилат провели выездную проверку железнодорожного участка Тигина – Бессарабка – Джурджулешъ, осмотрена территория производственной базы ПМС, где складируются материалы верхнего строения пути, при этом было отмечено, что работы идут полным ходом, сроки и стандарты качества соблюдаются, согласно требованиям.
— В тендере участвовала Россия и Турция, что позволило вам выиграть тендер?
— Наша компания предложила лучшие ценовые и технические условия. Это и позволило ТОО «Теміржол жөндеу» победить в конкурсе.
— Расскажите о социальной деятельности компании? Участвует ли ТОО «Теміржол жөндеу» в социальных проектах?
— Конечно, как и любая компания, мы поддерживаем подобные инициативы. Управляющая компания ТОО «Камкор Менеджмент» запустил масштабную программу «Камкор Green». Основная задача этой программы – уменьшение воздействия на окружающую среду. В частности, путем высаживания деревьев и развития парков в таких населенных пунктах, как Аягуз, Шалкар, Сексеул, Казалы. Помимо этого, наша компания занимается внедрением переработанных материалов, например, композитно-полимерных шпал и шпал из серобетона. Главная миссия — использование вторичных отходов пластика и отходов серы.
С 2017 года «Теміржол жөндеу» занимается строительством и реконструкцией автодорог. В рамках договора с «ҚазАвтоЖол» реализован проект реконструкции автодороги Республиканского значения Бейнеу – Акжигит – граница Республики Узбекистан (на Нукус), протяженностью линии 85 км. В 2023 году продолжаются работы по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Казталовка-Жанибек-граница Российской Федерации.
— Вы руководитель из реального сектора экономики – «чистый производственник». Сегодня таких специалистов немного. Как считаете, что отличает вас от руководителей «кабинетных»? Влияет ли производственный опыт на уровень ваших компетенций и качество принятия решений?
— Скажу честно, менеджмент – очень непростая работа, в первую очередь большой опыт в производстве дает возможность трезво оценить любую ситуацию и принять правильное решение. Я считаю, что успешная реализация любого проекта, в независимости от его сложности, это, в первую очередь, правильное планирование, распределение ресурсов и оценка собственных возможностей.
— С чего начиналась ваша деятельность, как пришли в отрасль?
— После окончания вуза в 2004 году, я пришел в компанию ТОО «Теміржол жөндеу», филиал ПМС Актобе, технологом и попал на проект строительства новых путей Хромтау – Алтынсарино, нынешняя ветка которая соединяет запад и север страны, через год стал Мастером и занимался строительством Рельсосварочного предприятия, в 210 году назначили Главным инженером предприятия, в 2015 году принял участие в строительстве участка Боржакты – Ерсай, далее основал РПМ Шу в городе Чу где работал директором филиала. В 2017 году перевелся в Астану в центральный аппарат компании Техническим директором и вот как 2 года руководитель компании.
— С чего начиналась работа «Теміржол жөндеу»?
— Компания начала работать в 2003 году. На старте компания испытывала очень тяжелые времена. Отсутствие современной техники, сложности с запасными частями – таким было «наследие» 90-х. Компания начинала работу с небольших объемов: порядка 120-150 км капитального ремонта в год и занималась только капитальным ремонтом пути. Этого, конечно, было недостаточно для развития компании и обновления технических средств, но с годами мы начали наращивать темпы, увеличивать объемы. Наш рост, конечно, связан с общим ростом экономики нашей страны, с развитием экспортных перевозок. И у КТЖ (АО «НК «Қазақстан темір жолы» — прим.ред.) начали увеличиваться потребности в проведении капитального ремонта путей. Уже к 2018 году компания выполнила 361 км капитального ремонта в год.
— Любая компания это в первую очередь кадры. Человеческий капитал компании – это ее главный актив. Вы не понаслышке знаете, что такое труд рабочего. Расскажите о кадровой политике «Теміржол жөндеу».
— В этом вопросе могу с гордостью сказать, что почти каждого своего работника мы знаем в лицо. В компании в основном трудятся лояльные работники, костяк, который основался с момента ее образования. Причиной нашей высокой конкурентоспособности также являются сотрудники — хороших специалистов сложно найти на рынке труда.
— Какие компетенции должны быть у современных специалистов, в т.ч. и у рабочих?
— Благодаря политике руководства Управляющей компании наши специалисты получили высшее образование за средства компании, эти специалисты сегодня занимают ключевые позиции. Можно отметить Начальника управления технической политики центрального аппарата, Маясарова Данияра, который пришел к нам монтером пути, Главный механик Шерниязов Дудар, Начальник производственно-технического отдела ПМС Берлик Алкибаев Серик, главный инженер ПМС – Астана Балташев Олжас, который пришел к нам помощником машиниста.
Наравне с развитием машиностроения и цифровизации, растут и требования к компетенции сотрудников – мы постоянно обучаем коллег работать с современным программным обеспечением, которое используется, например, в управлении машинами и мониторинге состояния железнодорожного пути.
— Благодаря каким качествам Вы добились высот?
— Карьерного роста человек добивается своим трудолюбием и высокой ответственностью. Любой руководитель требует от своих коллег и подчиненных должного уровня компетенций, но в первую очередь я научился требовать от самого себя.
Спасибо за интервью!
Желаем успехов в Вашей профессиональной деятельности и устойчивого развития компании!
Источник: Nur.kz