Пт. Ноя 22nd, 2024

Цена частот за время аукциона выросла почти в 60 раз – с 1,7 млрд почти до 63 млрд тенге, передает inbusiness.kz.

В минцифры сообщили об итогах проведенного 22 декабря открытого аукциона радиочастот для пятого поколения мобильной связи (5G). Интернет-торговля была организована на электронной торговой площадке gosreestr.kz. Участники соревновались за диапазоны радиочастот 3600–3700 МГц (100 МГц) для технологии 5G.

 Стартовая цена аукциона составила 1,761,225,000.00 тенге.

В результате цена при торгах (аукционе) на радиочастотные диапазоны увеличилась до 62 669 775 351 тенге, а победителем определился консорциум, состоящий из ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (под брендом «Теле 2» и «Алтел») и АО «Кселл» (под брендом «Кселл» и «Актив»).

 Победитель аукциона будет отвечать за внедрение и развитие мобильной связи пятого поколения (5G/IMT) в городах республиканского значения и областных центрах.

 Согласно обязательствам, победитель аукциона должен постепенно активировать в общей сложности 3527 базовых станций. Ожидается, что к 2027 году 75% городов республиканского значения, 60% областных центров будут обеспечены технологией 5G.

Также технология 5G имеет преимущества развития интернет-сервисов для государства и бизнеса, что значительно ускоряет темп развития цифровизации в стране.

Основными пользователями сети 5G могут быть все, начиная от обычных абонентов до крупного бизнеса, нуждающегося в высокой скорости интернета.

Сегодня состоится аукцион по лоту №2 по диапазону радиочастот 3700–3800 МГц (100 МГц) для технологии 5G.

Стоит отметить, что мажилисмен Канат Нуров раскритиковал условия аукционов, считая,  что это в ближайшие пять лет вполне функциональную и единственно беспроблемную на сегодня инфраструктурную отрасль Казахстана затянет в черную дыру вынужденных инвестиций, последствия чего вполне предсказуемы. Он приводит несколько фактов в поддержку своего мнения:

  1.  Частоты для 5G заняты. На аукционы выставляются полосы диапазонов 3600-3700 МГц, 3700-3800 МГц и 700 МГц, но они будут передаваться победителю только по мере их высвобождения, так как они сейчас частично заняты и вряд ли государством. То есть когда это произойдет — никому не известно. Поэтому при отсутствии проактивной поддержки регулятора строительство этой сети будет под угрозой для этого бизнес-кейса.
  2.  Чем больше ширина полосы (канала), тем больше и быстрее абоненты могут прокачивать трафик через него. Изначально планировали три лота по 300 МГц, а сейчас выставляют всего два лота по 200 Мгц. Этого недостаточно для трех имеющихся сотовых операторов. А если на рынок выйдет еще и 4-ый игрок, то такое распределение частот априори убивает почти половину из них (почти потому что два сотовых оператора аффилированы с Казахтелекомом).
  3.  Сотовые операторы будут платить за пользование полосой 5G в десять раз больше, так как плата за пользование одной полосой шириной 100 Мгц (5G) будет основана на одной и той же ставке за пользование 10Мгц при 4G, хотя ширина полосы в десять раз больше. Все это, естественно, скажется негативным образом на повышении тарифов для конечного потребителя. Учитывая колосальные капиталовложения операторов и отсутствия текущего спроса на 5G, эту ставку необходимо уменьшить в разы (если не на порядок), чтобы плата за новые технологии не была выше коммерчески эксплуатируемых уже на рынке.
  4.  Амбициозные требования к строительству новой сети удивляют количеством базовых станций, сопоставимым с совокупным числом уже существующих станций, которые каждый из операторов строил на протяжении более 20 лет в указанных городах. Учитывая высокую плотность установки станций 5G (в 5 раз выше чем в 4G), для строительства новой сети у победителя резко сократится потенциал инвестиций в существующие сети 4G (LTE) и ему придется выбирать между развитием новой технологии и деградацией качества уже оказываемых услуг. Неприятный для развития новой технологии выбор! Скорее всего, чтобы экономика выигравшего этот тендер выдержала такую нагрузку, ему придется повысить все свои тарифы на уже оказываемые услуги как минимум на 40%. Настроение в обществе от этого будет «не очень», учитывая то, что связь, по словам профильного Министра сейчас то же самое, что и базовые элементы ЖКХ: свет, вода, тепло и газ.

Помимо выше указанного, предусмотренные в рамках аукциона лицензионные обязательства создают преференции для китайского производителя конкретного телеком-оборудования и связанных с ним поставщиков. Иными словами, будет складываться ситуация дальнейшей монополизации отрасли и усилению рыночной власти одного производителя и(или) поставщика.

Успех внедрения беспроводной сети пятого поколения телекоммуникаций во многом зависит от продуманности квалификационных требований и технических условий этого тендера. Поэтому лучше взять паузу на их доработку.

«Например, надо уже сейчас в лицензионных обязательствах обременить всех, кто желает получить лицензии 5G, размещением станций в конкретных населенных пунктах, а не просто по областям. Такой подход уже показал высокую эффективность в рамках государственной программы «250+». Два года назад операторам предложили налоговые льготы и обязали строить связь в сёлах с населением от 250 человек. Вследствие чего, с начала 2020 года все три мобильных оператора обеспечили связью и мобильным интернетом свыше миллиона жителей в более чем тысячи селах, в которых не было никакой связи вообще», — считает мажилисмен.

Напомним, только в ЗКО штрафы сотовых операторов за плохую связь превысили 20 млн тенге.


Источник: inbusiness.kz