Вс. Ноя 24th, 2024

Маржинальность бизнеса составляет всего 2% и не вырастет после удорожания дизтоплива и АИ-92, заявил Тулемис Шотанов, генеральный директор Qazaq Oil.

С минувшей среды в Казахстане официально повышены предельно допустимые розничные цены на дизтопливо и бензин марки АИ-92. Насколько обоснованно такое решение, как повлияет на бизнес АЗС и стоит ли ждать новой волны роста? Об этом и многом другом inbusiness.kz рассказал генеральный директор Qazaq Oil Тулемис Шотанов.

– Здравствуйте, Тулемис Садыкович. Правительство приняло решение о росте предельных цен на отдельные виды нефтепродуктов. Ожидается ли повышение цен на дизтопливо и бензин АИ-92 в сетях АЗС Qazaq Oil и когда?

– На сегодняшний день на рынке нефтепродуктов складывается непростая ситуация с наличием дизельного топлива. Эта ситуация сложилась во многом за счет того, что наблюдается ценовой диспаритет. Цены на сегодняшний день на АЗС в Казахстане в сравнении с ценами в России и Кыргызстане, наших сопредельных государствах, разнятся очень значительно. В этих условиях осуществляются определенные перетоки топлива.

Понимая эту ситуацию, министерство энергетики приняло решение внести изменения в приказ «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен». И с 12 апреля данный приказ устанавливает предельно допустимую цену на уровне 295 тенге за литр дизельного топлива и 205 тенге за литр бензина АИ-92. К повышению цены нас подталкивают рыночные реалии. В то же время, будучи законопослушной компанией, мы в первую очередь опираемся также на позицию других контролирующих компетентных органов, таких как агентство по защите конкуренции.

В данный момент мы направили им письмо с целью разъяснить трактовки данного приказа, и, как только получим положительный ответ, безусловно, мы цены поднимем. Другого выхода у нас не будет. Так как в данном приказе также четко обозначена предельно допустимая цена отпуска с нефтеперерабатывающих заводов – 284 350 тенге за тонну дизельного топлива. Как только поднимутся отпускные цены с НПЗ в наш адрес, естественно, наша экономика уже не позволит отпускать дизтопливо по старым ценам. Поэтому изменение цены произойдет в ближайшее время.

– Сейчас государство регулирует цены. Насколько повышение цен целесообразно?

– Эта мера крайне необходимая, и других альтернатив нет, поскольку мы живем в условиях свободной экономики. Речь об экономических отношениях с другими государствами. Очень много транзитных фур через территорию Казахстана проходит. И методами административного регулирования решить данный вопрос крайне сложно. Пока цены на топливо не сравняются более-менее относительно цен с сопредельными государствами, будет переток.

Тут же хотел отметить еще такой момент. На самом деле автозаправочные станции в некоторых СМИ, социальных медиа, к сожалению, оказались под огнем критики. Нужно понимать, что АЗС являются всего лишь звеном в цепочке, и не самым ключевым. Мы всего лишь реализовываем товар. И понятное дело, что у рядовых потребителей может сложиться ощущение, что данная ситуация на руку АЗС, хотя на самом деле это не так. Приведу простой пример.

Цена дизтоплива, сегодня действующая в районе 230-260 тенге, средняя цена – 245. По новому приказу предельная цена на уровне 295 тенге. То есть повышается на 50 тенге. В то же время отпускные цены с НПЗ в адрес АЗС выросли с 222 тыс. до 284 тыс. тенге за тонну. То есть ресурсодержатели поднимут цену в отношении АЗС на 62 тыс. тенге. Таким образом, та разница, которая образуется, она ни в коем случае не оседает у владельцев автозаправок. Она полностью идет на покрытие минусового сальдо нефтедобывающих организаций.

Я могу говорить конкретно за бизнес АЗС и однозначно могу сказать, что АЗС не являются бенефициаром изменения цен. И однозначно это не повлияет на улучшение нашей экономики.  По сути, мы остается при той же маржинальности. И норма чистой маржинальности на рынке АЗС сегодня крайне низкая, составляет всего 2% от оборота компании. Изменение цены абсолютно не влечет дополнительных профитов для владельцев АЗС.

– Как насчет качества бензина?

– Это никакого отношения к качеству бензина не имеет, поскольку поставщиками топлива по-прежнему являются три НПЗ, у них есть свои налаженные бизнес-процессы. Этот вопрос лежит сугубо в экономической плоскости.

– Как получилось, что в Казахстане самая низкая цена на ГСМ?

– Исторически так сложилось, что Казахстан входит в первую пятерку стран с самым дешевым топливом. Мы понимаем, поскольку это рыночный товар, должна складываться рыночная цена. И сети АЗС не являются в этом вопросе десижн мейкером, мы не принимаем решения в установлении цены. На сегодняшний день цены на ГСМ регулируются государством. Единственное, что мы можем сделать, мы несем ответственность за доставку, сохранность качества топлива с наших НПЗ до автобака потребителей.

– Может ли цена быть ниже обозначенной в приказе министерства энергетики?

– Мы говорим о предельно допустимых ценах. Трудно говорить, какая дальше будет цена. Все зависит от экономики. Экономика у всего рынка является крайне неоптимальной. И в силу того, что у нас зарегулированы цены, доходность компаний низкая. Понятно, что при подорожании отпускных цен на нефтепродукты со стороны ресурсодержателей мы должны как-то уложиться в рынок. Я не могу однозначно сказать. Приказ допускает, но рыночная конъюнктура сегодня не позволяет держать цены ниже. Возможно, за счет дополнительной оптимизации какие-то изменения и будут. Но, на мой взгляд, они будут незначительными.

– Приказ вошел в силу 12-го числа, почему АЗС до сих пор не подняли цены?

– Есть понятие «предыдущие партии». У каждой компании сформированы определенные запасы. Пока мы их не распродадим, не будем повышать цену. Думаю, вопрос поднятия цены – вопрос нескольких дней, поскольку объемов от предыдущих партий практически не осталось

– Сегодня на некоторых ресурсах вышло видео ваших сотрудников о незаконных увольнениях в Мангистауской области. Что Вы можете сказать насчет этого?

— Компания Qazaq Oil управляет самой обширной сетью АЗС в Казахстане. Мы занимаем 25% доли рынка и представлены практически в каждом районе страны. Именно филиал по Мангистауской области, как показывает динамика последних 3 лет, является убыточным. Это связано с тем, что исторические реалии таковы, что в этой области большую долю в структуре потребления занимает сжиженный нефтяной газ.

В свое время компания получала определенные объемы газа. Но последние 3 года они были сокращены на 75%. У компании возникли сложности с наличием продукта, и мы вынуждены были, чтобы не нести дальнейшие убытки, пересмотреть свою экономику. Одна из мер предусматривала передачу в частные руки некоторых наших газозаправочных станций. Мы позаботились о наших людях, договорились с новым держателем станций, что он берет на себя все обязательства по сохранности рабочих мест и заработных плат.

Соответствующие уведомления были отправлены сотрудникам. Более того, мы предоставили им дополнительно 2 оклада. Подавляющее большинство сотрудников эту идею поддержали. Но некоторые с этим не согласились. Они считают, что, несмотря на то, что компания несет убытки, мы должны по-прежнему содержать этот штат. К сожалению, это невозможно. Мы учли все факторы, и никаких нарушений закона с нашей стороны нет. На текущий момент достигнута договоренность с арендатором о приеме на работу наших сотрудников. 

– Какие планы и задачи компания ставит на текущий год?

­– Компания продолжит процесс ребрендинга, реконструкции, модернизации сети в целом. Мы должны модернизировать наши нефтебазы, закупить дополнительно новые бензовозы, провести реновацию других объектов. Это требует больших денег. Мы развиваем программу франчайзинга, по которой работает 17 АЗС, планируем их довести до 40 к концу года. В целом Qazaq Oil, как и прежде, будет стремиться радовать своих потребителей высоким качеством товаров и услуг на своих автозаправочных комплексах


Источник: Inbusiness.kz