Вс. Дек 4th, 2022

Театр «Астана Опера» по праву гордится тем, что первым в Казахстане обратился к творчеству выдающегося современного хореографа — Иржи Килиана. Премьера его культового балета «Шесть танцев» с большим успехом прошла 25 и 26 марта на сцене Большого зала при поддержке Министерства культуры и спорта РК. Публика была настолько впечатлена абсолютно новым стилем чешского балетмейстера, что не скрывала восторга. Крики «браво», горячие овации и букеты цветов стали наградой за высокое мастерство артистов.

А на сцене их было всего восемь. И в начале спектакля зрители, привыкшие к роскоши сценического убранства «Астана Опера», поразились необычному оформлению этого балета из «Черно-белой» серии постановок Иржи Килиана, в которой превалирует минимализм костюмов и декораций. За перенос всей художественной части на казахстанские подмостки отвечал знаменитый голландский художник Юст Бигелар. Так, из глубины сцены на публику пронзительно, как будто в самую душу, смотрели мужчины и женщины из XVIII века. Обсыпанные пудрой, с высокими небрежными прическами дамы в нижних юбках и корсетах, герои в мужских панталонах и старинных завитых париках напоминали картину из захватывающего фильма.

Но как только заиграла гениальная музыка Моцарта, с его веселыми ритмами, сразу стало понятно, что кураж и задор в считаные секунды захватят всех сидящих в зале. Так и произошло: забавная игра артистов, черное платье-декорация с лежащим на нем заколотой шпагой солистом, «лица-гримасы» танцовщиков вызывали неподдельный смех в зале.

Основной акцент в этом балете хореограф сделал на отношениях между людьми, которые, к сожалению, не всегда бывают счастливыми. Интриги, любовные треугольники, а иногда даже квадраты, зависть и ревность были точно переданы в разные дни двумя составами артистов.

Партию Карин каждая по-своему, но одинаково хорошо исполнили Аделина Тулепова и опытная балерина, заслуженный деятель Казахстана Анель Рустемова. В роли Патрика не просто блестяще выступили, а по-настоящему драматически ее сыграли заслуженный деятель Казахстана Бахтияр Адамжан и Султанбек Гумар. Олжас Тарланов харизматично исполнил партию Пола, во второй день этого героя представил статный Жанибек Ахмедиев. Элегично и темпераментно создали образ Каролины Сэйка Тоносаки и Шугыла Адепхан. Озорной и изящный Йохан получился у Данияра Жуматаева и Александра Корнилова. Свою Лизу Нурай Нурсафина и Молдир Шакимова передали страстно и одновременно целомудренно. Исполнители партий Нэнси — Мадина Кужамжарова, Анастасия Заклинская и Урци – Серик Накыспеков, Айбар Токтар сделали акценты в воплощении своих образов на безграничных возможностях пластики тела.

Все насыщенные непростой современной хореографией балетные монологи и дуэты Иржи Килиану удалось вместить в 13 минут, которые перенесла на сцену «Астана Опера» ассистент хореографа Ширли Эссебум. Заканчивается эта безудержная балетная феерия летящими сверху мыльными пузырями, как метафора того, что все увиденное на сцене не более чем мыльный пузырь или фарс.

Килиан построил свой опус на идее личного контакта с гениальной музыкой Моцарта, которую филигранно исполнил Симфонический оркестр «Астана Опера» под руководством маэстро Армана Уразгалиева.

Время, прошедшее со дня создания «Шести танцев» (а это 36 лет!), ничем не повредило спектаклю – будто он сделан только вчера, и был понятен, а также с восхищением воспринят столичной публикой, что, несомненно, является предвестником долгой и счастливой жизни на казахстанской сцене.


Источник: Tengrinews.kz