Как усовершенствовать процедуры проведения прямых выборов акимов сел в Казахстане

Первые прямые выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов прошли в Казахстане в августе этого года.

Выборы коснулись порядка более 800 акимов, или трети акимов от общего количества, чьи полномочия закончились в 2021 году. Данные выборы показали, какую работу предстоит провести в дальнейшем для того, чтобы на места приходили люди, которые смогут изменить жизнь в селах к лучшему.

Напомним, на заседании Национального совета общественного доверия на данной теме подробно остановился член НСОД Александр Данилов. По его словам, важным предметом обсуждения заседания стала реализация выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, которые Президент поручил организовать в рамках второго пакета политических реформ.

«Для нашей страны это однозначно большой шаг вперед для развития демократических институтов. Начиная с мая, члены НСОД совершали поездки по регионам, одной из главных тем был мониторинг реализации данной реформы. Поездки стали источником необходимой информации для анализа хода подготовки и проведения электорального процесса. Была сформирована совместная исследовательская группа НСОД и ПМКР под руководством Марата Шибутова в составе Индиры Рыстиной, Айбека Кумысбекова, Мейира Алпысова, Станислава Каримова, Азиза Искакова и меня. В октябре мы посетили 12 сельских округов Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Павлодарской и Костанайской областей, где были организованы встречи практически со всеми участниками процесса, местными жителями, выигравшими и проигравшими кандидатами, акимами районов, представителями партий и наблюдателями. Сельские жители, с которыми мы встречались, однозначно поддерживают переход к выборности сельских акимов», – рассказал спикер.

Также он отметил уже сложившиеся и традиционные проблемы, которые были озвучены жителями сел и являются универсальными на сельской местности. Среди них состояние дорог, водоснабжение, благоустройство, отток молодежи, транспортное сообщение, рост цен, отсутствие Интернета и коммуникаций. Именно с решением данных проблем жители связывают дальнейшее развитие сел и их перспективности для жизни в будущем.

В целом, по данным Александра Данилова, на основе этих встреч были определены предложения для усовершенствования предвыборного процесса, в их числе снижение образовательного ценза кандидатов до среднего специального, а также либерализация требований к наличию опыта работы в сторону смягчения. Второе – это упорядочивание проведения сельских выборов, например, корректировка сроков агитации избирательных фондов, введение единых дней голосования. Необходимо активизировать работу местных государственных органов по оповещению проводимых выборов местного населения и политических партий с использованием местных пабликов в социальных сетях, сельских чатах и смс-рассылок. Третье предложение – это введение нормы по частичному или полному возврату суммы регистрационного взноса для самовыдвиженцев при преодолении определенного барьера. Учитывая, что для сельских жителей сумма в 60.000 тенге является существенной, гарантированный возврат взноса при достижении результата сделает участие в выборах более привлекательным и доступным для граждан. Четвертое – организация гибридных площадок в социальных сетях на базе аккаунтов районных акиматов для проведения дебатов между кандидатами в акимы.

«На наш взгляд, проведение дебатов между кандидатами должно стать неотъемлемой частью избирательных кампаний. Люди называют эти выборы успешными и поддерживают, но теперь главная цель гражданского общества на последующем этапе – это сделать выборы еще более популярными и доступными», – резюмировал Александр Данилов.

В ходе заседания президент предложил рассмотреть вопрос увеличения периода агитационной кампании и применения дифференцированного подхода при финансировании избирательных кампаний. Если в малонаселенных селах северных регионов нынешнего объема средств вполне хватает для покрытия расходов на агитацию, то на юге, где высокая плотность населения, его явно недостаточно, считает Президент. Как рассказал Александр Данилов, это крайне важная мера для повышения качества агитационной работы. Нормы сейчас будут обсуждаться, есть разные подходы – как подушевое финансирование на базе количества голосующих, так и иные. В целом, данный подход повысит привлекательность выборов, как для кандидатов, так и для населения, а также сможет вовлечь большее количество общественных активистов в орбиту электорального процесса.

Отметим, уже в следующем, 2022 году выборы коснутся порядка 351 акима, в 2023 году полномочия заканчиваются у 499 ед., в 2024 г. – 585 ед., в 2025 г. – 74 ед.


Автор: Мира Мейрамова

Исторчник: inbusiness.kz