О казахстанско-грузинском сотрудничестве, диверсификации транспортных маршрутов и конституционных реформах Казахстана в интервью телеканалалу Atameken Business рассказывает казахстанский посол в Грузии Бауржан Мухамеджанов
Более 70 документов по различным направлениям двустороннего сотрудничества, безвизовый режим и большая деловая активность. Как развиваются казахстанско-грузинские отношения? Что было достигнуто за 30 лет дружбы? Сегодня в Тбилиси эксклюзивное интервью с чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в Грузии Мухамеджановым Бауржаном Алимовичем. Оставайтесь с нами.
– Бауржан Алимович, здравствуйте! Спасибо, что уделили время, действительно есть много вопросов, тем более этот год юбилейный – летом исполняется 30 лет установления дипломатических отношений между Казахстаном и Грузией. Какое самое главное достижение за эти 30 лет дружбы?
– Прежде всего хочу тоже вас поприветствовать в солнечной Грузии, также поприветствовать всех ваших телезрителей. На самом деле время быстро бежит, вот исполняется уже 30 лет, как Казахстан установил дипломатические отношения с Грузией. За это время проведена очень большая работа, как вы и сказали, подписано огромное количество документов. Основная миссия посольства – это установление взаимовыгодных дружеских отношений между нашими государствами. И вот эта задача была достигнута.
Я знаю, что грузины с великим уважением относятся к казахам, но я также знаю, что и казахи относятся с любовью к Грузии и грузинскому народу. Поэтому между нашими странами нет никаких нерешенных политических вопросов. Исходя из этого, основная задача посольства – установление взаимовыгодных экономических и социально-культурных отношений.
– Бауржан Алимович, если посмотреть на статистику, два года пандемии повлияли на сокращение деловой активности между Казахстаном и Грузией. Объем товарооборота за 2021 год составил $88 млн, что на 27,4% ниже по сравнению с показателями 2020 года. Однако антиковидные ограничения сейчас везде снимаются. В целом каков потенциал увеличения взаимной торговли?
– Безусловно, сейчас будет увеличение товарооборота между двумя нашими странами. Это связано и с теми сложными геополитическими вызовами, которые сегодня есть. Многие транспортно-логистические маршруты, которые раньше были, сегодня не действуют. Вы знаете о санкционном противостоянии между Российской Федерацией и Европейским союзом. Этот коридор закрывается, но зато открываются другие возможности. Эта возможность – Транскаспийский транспортный коридор, который пролегает из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Турция – это уже море, там суда, там выход на мировую арену.
– То есть растет потребность развития этого коридора?
– Безусловно, сейчас будет увеличение товарооборота между двумя нашими странами. Это связано и с теми сложными геополитическими вызовами, которые сегодня есть. Многие транспортно-логистические маршруты, которые раньше были, сегодня не действуют. Вы знаете о санкционном противостоянии между Российской Федерацией и Европейским союзом. Этот коридор закрывается, но зато открываются другие возможности. Эта возможность – Транскаспийский транспортный коридор, который пролегает из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Турция – это уже море, там суда, там выход на мировую арену. – То есть растет потребность развития этого коридора? – Сейчас огромное количество заявок. Востребованность этого маршрута огромная. К концу этого месяца мы планируем провести здесь межправительственную комиссию между Казахстаном и Грузией, чтобы решить все эти вопросы. Недавно мы провели большую работу по установлению спецификации товаров. То есть это перечень товаров. Те товары, которые производятся в Грузии и востребованы в Казахстане, и те товары, которые производятся в Казахстане и востребованы здесь. Совсем недавно мы провели форум, в Грузию приезжали казахстанские бизнесмены, было представлено более 100 компаний, из них было 30 казахстанских, и у нас состоялся очень хороший живой обмен. Бизнесмены встретились друг с другом, обговорили, потом они часами обсуждали и заключали контракты. Я хочу сказать, что было заключено контрактов на более чем $11 млн.
Если вы зайдете в магазины Грузии, то увидите большое количество продукции из Российской Федерации, Украины, Беларуси, а наших товаров меньше. Но мы сейчас производим очень качественные, конкурентоспособные товары. Почему бы нам не представлять их в Грузии? Всегда говорят о том, что трудности – это удаленность Казахстана, что логистика, транспорт очень дорогой, и на самом деле это так. Но сейчас я сказал о тех объемах, которые позволят уменьшить стоимость логистики. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я хочу сказать, что в этом году мы ждем значительный рост товарооборота между Казахстаном и Грузией.
– Бауржан Алимович, Вы отметили помощь грузин, когда наши соотечественники застряли во время январских событий. Именно человеческое отношение к гражданам другой страны, к гостям, которых связывает общая история. На Ваш взгляд, насколько схожи казахи и грузины? Что объединяет два народа?
– В первую очередь, нас объединяет история. Грузины очень добрые и гостеприимные люди. Даже к тем народам, к которым сейчас есть некоторые территориальные претензии, они все равно дружелюбны. За четыре года я нигде не встретил ущемления за то, что я не говорю на грузинском. Они всегда с радушием встречают каждого человека. Например, когда я выезжаю в город, могу остановить авто и побеседовать с человеком в парке. Он обязательно спросит, откуда я, и пустится в воспоминания, как когда-то тоже бывал в Казахстане, и в честь этого радостного события может пригласить в гости в родную деревню, накрыть шикарный стол, даже если небогат. Он обязательно поставит на стол домашнее вино, пригласит в гости всех односельчан, чтобы показать, кого он встретил, и рассказать, как он служил в армии где-то под Костанаем.
Еще хотелось бы сказать, что, где бы я ни был, Казахстан везде вспоминают добрым словом – что в странах Прибалтики, что в Грузии о нас говорят хорошо. Я не видел ни одного человека, который о Казахстане и казахстанцах сказал бы плохо.
Жалгас Азганбаев